Завершилась работа межрегиональной творческой школы «Байкал око Земли» для учащихся и преподавателей образовательных учреждений культуры и искусства

05.07.2018

     Межрегиональная творческая школа «Байкал - око Земли 2018» для одаренных учащихся и преподавателей детских школ искусств и студентов средних специальных учебных заведений отрасли культуры и искусства проводиться ежегодно при поддержке Общенационального фонда развития культуры и защиты интеллектуальной собственности, художественно-просветительской программы «Новое передвижничество», содействии Министерства культуры Республики Бурятия.

В этом году творческая школа проводилась по следующим направлениям:

· Фортепиано;

· Скрипка;

· Иочин;

· Гитара;

· Живопись и графика;

· Теория музыки.

Сроки проведения творческой школы: 23-30 июня 2018 года

Общее количество участников составило – 80 человек , среди них:

- учащиеся и преподаватели ДШИ, ДХШ г. Улан-Удэ, Кяхта, пгт. Селенгинск Районы Республики Бурятия – 80 участников, г. Мирный Республика Якутия – 1 участник, г. Иркутск – 3 участника, Республика Хакасия – 1 участник;

- преподавателей – 32;

- учащихся – 48;

- приглашенных преподавателей – 4.

Межрегиональная творческая школа «Байкал око земли» проведена на территории Республики Бурятия седьмой раз. Основные цели и задачи проведения творческой школы - создание дополнительных возможностей для профессионального и художественного развития юных талантов, учебно-методическая помощь преподавателям; расширение культурного кругозора участников; сокращение разрыва в уровне подготовки и профессионализации одаренных детей, проживающих в отдаленных районах Республики Бурятия; совершенствование педагогического мастерства преподавателей, работающих с одаренными детьми; создание условий для обмена педагогическим опытом, а также организация совместной концертно-исполнительской деятельности детей и преподавателей как гастрольная практика одаренных детей по районам Республики Бурятия в каникулярное время.

В работе приняли участие, сольные исполнители по видам инструментов: фортепиано, инструменты народного оркестра (гитара), бурятские национальные инструменты (иочин), струнно-смычковые инструменты, и преподаватели.

Мастер-классы, открытые уроки, творческие встречи проводили ведущие педагоги из Москвы имеющие большой опыт работы в творческих школах в различных регионах России и за рубежом, ведущие большую гастрольную деятельность, являющиеся членами жюри престижных конкурсов.

Среди них:

Алексе́й Евге́ньевич Черно́в российский пианист и композитор, преподаватель Центральной музыкальной школы при МГК, лауреат многочисленных международных фортепианных конкурсов, в том числе 14-го международного конкурса им. Чайковского и 4-го международного конкурса им. Скрябина. Имеет обширный разностилевой репертуар. Регулярно концертирует, является автором ряда сочинений для фортепиано, а также камерных и симфонических сочинений.

Анна Николаевна Соколова доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу скрипки. Анна Соколова ведёт активную концертную деятельность, выступает в разных городах России и за рубежом. Наставник участников программы «Синяя Птица». Проводит мастер-классы в Образовательном центре «Сириус» г. Сочи. Солистка в международных европейских оркестрах под управлением Клаудио Аббадо, Юрия Темирканова и др. Лауреат международных конкурсов.

Владислав Викторович Домогацкий – российский гитарист, преподаватель музыкального училища при Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского.

Лауреат всероссийских и международных конкурсов, а также фестивалей, проходивших в Испании, Болгарии, Литве. Автор пособия "7 ступеней мастерства. Вопросы гитарной техники ".

Чернышев Сергей Георгиевич– преподаватель Школы акварели Сергея Андрияки, член союза художников Москвы. Являясь автором образовательной программы дополнительного образования детей «Офорт. Гравюра». Регулярно ведет мастер-классы в мастерской и на пленэре для детей и взрослых – начинающих и опытных, самодеятельных и профессиональных художников, учеников художественных учебных заведений и их преподавателей. Сергей Георгиевич Чернышев – участник более 100 различных международных, всероссийских и персональных выставок (Корея, Чехия, Мальта, Франция, Италия). Работы Сергея Георгиевича Чернышева хранятся в Государственном историческом музее, Государственном центральном музее современной истории России, Московском государственном музее народной графики, и многих других музеях городов РФ и в частных собраниях Германии, Мексики, США, Франции, Италии, Сингапура.

Рантарова Маина Дамдиновна – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Колледжа искусств им. П.И. Чайковского, заслуженный работник культуры Республики Бурятия, почетный работник СПО Российской Федерации.

Данитова Елена Ивановна – преподаватель по классу иочина Восточно-Сибирского государственного института культуры и Колледжа искусств им. П.И. Чайковского

Творческая школа была направлена на системные занятия в процессе организации мероприятий включающих в себя циклы мастер-классов, концертов, круглых столов, семинаров-практикумов. А также системные репетиционные и концертные мероприятия участников творческой школы с привлечением образцовых коллективов учащихся ДШИ.

Художественное и музыкальное образование - одна из важнейших частей культуры. В настоящее время наблюдаются значительные проблемы в области как начального, так и профессионального образования. Это нехватка профессиональных кадров, как в сфере образования в области искусств, так и исполнительской сфере. Однако сохранение системы непрерывного образования в сфере профессионального искусства, возможно лишь при создании условий для молодых дарований, и в частности, соблюдения принципа социальной востребованности и успеха, которые в свою очередь влияют на поддержание качества исполнительской культуры. Осуществление данного проекта оказывает существенное влияние на популяризацию академической культуры.

Особенностью проведения данной творческой школы являлось совместное обучение учащихся и преподавателей детских школ искусств.

В рамках творческой школы была сформирована насыщенная программа мероприятий, которая включала в себя:

Дата

Мероприятие

Количество участников

Количество

зрителей

23 июня

Заезд и размещение участников

23 июня 2018

Церемония открытия творческой школы «Байкал – око Земли». Концерт

15

100

27, 28 июня

3 творческие встречи

80

80

23-29 июня

Мастер-классы приглашенных преподавателей, открытые уроки, конкурсные прослушивания, просмотры, познавательные мероприятия (викторины, игры)

80

80

29 июня

Круглые столы «Система работы с одаренными детьми» - по 6 направлениям

32

32

28 июня 2018

Семинары для преподавателей детских школ искусств по вопросам выявления юных талантов в ходе проведения творческих школ

32

32

29 июня

Выставка художественных работ участников творческой школы по итогам пленэров

Количество выставленных работ 56

80

29 июня 2018

Церемония закрытия творческой школы «Байкал – око Земли». Гала-концерт участников творческой школы

12

80

30 июня

Отъезд участников

Количество мероприятий: 2 концерта, 1 выставка, 6 круглых столов, познавательные и просветительные программы для участников творческой школы, 3 творческие встречи, 2 лекции, 4 семинара, 60 мастер-классов и открытых уроков.

Силами участников и преподавателей организованы и проведены:

- выставка работ участников по итогам Творческой школы, часть работ отобрана для экспозиции ежегодной выставки учебных и творческих работ учащихся ДШИ Республики Бурятия «Отражение», которая состоится в ноябре 2018 года в помещении Национального музея Республики Бурятия. Участников выставки приветствовали Чернышев С.Г. член Союза художников Российской Федерации, который отметил высокий уровень всех работ и выразили уверенность, что участие в подобном мероприятии принесло большую пользу и дало новый импульс в развитии юных талантов, дали экспертную оценку работам учащихся, предложенным для доработки и участия в конкурсах;

- 2 концерта, в т.ч. Гала-концерт участников творческой школы: в концертном зале Колледжа искусств, и зале Спортивно-оздоровительный лагерь «Ослик» ВСГИК;

Концерты состоялись при участии лауреата международных конкурсов,

российского пианиста и композитора, Андрея Чернова - педагога Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, который исполнил произведения из фортепианных циклов Чайковского П.И. Времена года и 18 пьес для фортепиано ор. 72 «Апрель. Подснежник», «Август. Жатва», «Размышление».

В гала - концерте, прошедшем в концертном зале Колледжа искусств им. П.И. Чайковского приняли участие солисты, дуэты; коллективы, созданные из участников Творческой школы – оркестр народных инструментов и ансамбль бурятских национальных инструментов.

В рамках творческой школы также проведены проведены:

3 творческие встречи с преподавателями творческой школы.

Встречи были организованы продолжительностью 1,5 часа с приглашением юных участников.

12 мастер-классов по классу скрипки:

Работа велась над концертными пьесами. Особое внимание было уделено основным проблемам в работе над музыкальными приёмами: штрихами, аппликатурными трудностями, проблемам постановки игрового аппарата; а также характеру произведения, его форме, музыкальной драматургии и динамическим и агогическим оттенкам. Использовались различные формы работы:

- метод показа;

- игра в дуэте;

- метод поиска самим учеником.

12 мастер-классов по классу фортепиано;

В рамках мастер классов были рассмотрены вопросы музыкальной драматургии и образности в исполнении. Преподавателем в процессе организованного семинара и круглого стола для преподавателей творческой школы были проведены курсы повышения квалификации по программе «Инструментальное исполнительство по видам: методика преподавания».

Алексей Евгеньевич Чернов покорил слушателей своим высоким профессионализмом. Слушатели были впечатлены от мастер-класса, отмечая деловой стиль его проведения – логическую подачу материала, соблюдение дистанции в общении.

12 мастер-классов по классу гитары ;

Использовались различные формы работы:

- метод показа;

- игра в дуэте;

- метод поиска самим учеником.

Мастер-классы по рисунку и живописи - были ориентированы на удовлетворение разнообразных познавательных интересов участников, как преподавателей, так и детей. Занятия предоставили возможность ученикам развить интерес к той или иной технике и определить свои профессиональные пристрастия. На каждое занятие выбирались постановки, по три постановки в день, работа участников длилась около 8 часов. Такая продолжительность занятий являлась оптимальной с методической и технологической точек зрения. Обучение каждой из предлагаемых техник и постановок проводилось в соответствии с авторской методикой (параллельная работе педагога и ученика над одним сюжетом). В начале каждого занятия от 15 до 30 минут времени учащиеся наблюдали за работой преподавателя и слушали его пояснения. Натурные зарисовки, пейзажные зарисовки и обязательный ежедневный просмотр работ участников, с полным разбором работы каждого. Участники творческой школы отмечают невероятную, удивительную способность мастера подмечать необычность формы, света и тени, работоспособность и умение заинтересовать процессом творчества.

Лучшие работы участников были представлены на выставке.

Кроме того, каждый ведущий мастер-классов провел открытые уроки с участниками Творческой школы, для преподавателей были организованы консультации по вопросам музыкального исполнительства.

Познавательно-игровые уроки по музыкально-теоретическим дисциплинам:

- Занимательное сольфеджио; Интервалы, Аккорды: трезвучия, септаккорды.

- Индивидуальные занятия и мелкогрупповые занятия по темам: «Творчество А. Бородина», «Творчество А. Вивальди», «Гений оперы Дж. Верди», «Творчество С.В. Рахманинова»;

- Проведено 2 публичные лекции по темам: «Символизм в музыке», «Личность и творчество Ж. Бизе»;

- Два семинара для преподавателей ДШИ по темам: «Актуальные проблемы осуществления музыкально-теоретической подготовки учащихся исполнительских специальностей»; «Межпредметная интеграция в процессе подготовки учащихся исполнительских специальностей в ДШИ».

По результатам проведения Творческой школы для одаренных детей, молодежи и преподавателей «Байкал – око Земли 2018» для 32 преподавателей, принявших участие в работе, проведены 6 круглых столов и 2 семинара по вопросам развития системы художественного образования в области культуры и искусства по направлениям музыкального исполнительства и художественного творчества, результатам конкурсных отборов в т.ч.:

В ходе проведения круглых столов обсуждались вопросы:

­ развития системы художественного образования в области культуры и искусства

­ особенности работы с одарёнными детьми (возрастные особенности, психологические аспекты в системе тренингов);

­ использование современных педагогических технологий, необходимых преподавателю для работы с одарёнными детьми;

­ Методическое обеспечение деятельности ДШИ по работе с одаренными детьми, принципы разработки и особенности образовательных программ для одарённых детей;

­ Система преемственности образовательных программ, перспективы и пути дальнейшего профессионального развития одаренных детей в условиях реализации ФГТ.

- Круглые столы по вопросам развития творческих и профессиональных способностей одаренных детей в области искусств, выявления и поддержки юных талантов, развития у одаренных детей навыков публичных выступлений

­ Церемонии открытия и закрытия творческой школы «Байкал – око Земли»;

­ Семинар для преподавателей детских школ искусств по вопросам выявления юных талантов в ходе проведения творческих школ;

­ Ежедневные конкурсные просмотры художественных работ;

­ Выставка художественных работ участников творческой школы.

­ В рамках творческой школы были проведены ряд познавательных мероприятий:

­ познавательная викторина «Жизнь и творчество: Ж. Бизе, Дж. Верди, Ф. Шопен, С. Рахманинов, И. Е. Репин, И. Шишкин, И. Крамской и др.»;

­ познавательная викторина «Виды искусств».

В заключении творческой школы была сформирована книга отзывов, проведен экспресс-опрос, анализ которых позволяет сделать вывод об успешном проведении творческой школы и необходимости регулярного ее проведения. В отзывах участников были неоднократно отмечены высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава творческой школы «Байкал – око Земли», высокий организационный уровень проведения творческой школы, содержательная насыщенность программы творческой школы. По итогам проведения творческой школы рекомендовано организовать выставку художественных работ участников в экспозиционных залах детских школ искусств и музеях города Улан-Удэ.

Вовлечение одаренных детей в процесс совместного творчества, представление им возможности для активного общения, отдыха на берегу «Священного моря» оказало огромное воспитательное воздействие на формирование гармоничной социально-ориентированной культурной личности. Преподаватели детских школ искусств имели возможность повышения квалификации, общения с высокопрофессиональными мастерами российской культуры.

В рамках школы была осуществлена программа культурно - досуговых мероприятий в контексте тематик образовательной программы.

Системность мероприятий позволила создать атмосферу единения, общения, погружения в творческую деятельность. Опыт проведения творческой школы показывает, что она имеет положительные результаты своей деятельности, участие в мастер-классах стало наградой для победителей республиканских и российских конкурсов и является своего рода Центром диагностики и системной подготовки профессионально творчески одаренных детей, престижной школой кадрового резерва отрасли.

C0002T01.JPG

DSC05684.JPGDSC05693.JPGC0013T01.JPGDSC05745.JPGDSC05678.JPG