К юбилею Колледжа Валентина Кирилловна Лазарева, один из ведущих педагогов специальности "Теория музыки" подготовила статью о П.М. Берлинском, с именем которого связано становление профессионального искусства в Бурятии

03.02.2021

К юбилею Колледжа Валентина Кирилловна Лазарева, один из ведущих педагогов специальности "Теория музыки" подготовила статью о П.М. Берлинском, с именем которого связано становление профессионального искусства в Бурятии. Начало профессионального музыкального образования в Бурятии стало завоеванием новой Бурят-Монгольской АССР, и относится к 20-м годам прошлого века. На протяжении десятилетия неоднократно предпринимались попытки создания начального и среднего учебных заведений в Улан-Удэ, которые, к сожалению, быстро распадались. Наконец, в 1929 году Национальный клуб Верхнеудинска был преобразован в Дом народного искусства с двумя студиями – музыкальной и театральной. (см. книгу Т. Дугаровой, С. Самбуевой, М. Рантаровой «70 лет Улан-Удэнскому колледжу им. П. И. Чайковского»). Именно эта студия стала «предтечей» нашего будущего колледжа.
Для руководства студией был приглашён Павел Михайлович Берлинский. Богато и разносторонне одарённый музыкант, он стал одним из инициаторов и проводников музыкального образования в республике.
П. М. Берлинский (1900 – 1975), уроженец Иркутска, ко времени приезда в Улан-Удэ уже был известен в России как композитор, концертирующий пианист, дирижёр и преподаватель. Выпускник Ленинградской (композиция, фортепиано) и Московской (дирижирование) консерваторий, он за 17 лет жизни в Бурятии (1929 – 1946) сумел внести огромный вклад в развитие музыкальной культуры нашей республики.
Говоря о перспективах развития искусства, он подчёркивал необходимость подготовки молодых кадров в республике, способных продолжить её театральную и музыкальную деятельность. По его, совместной с В. Д. Обыдённой, инициативе театрально-музыкальная студия в 1931 году была реорганизована в техникум искусств, где он вёл занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам, фортепиано, хоровому классу.
Делая наборы в техникум, он побывал в разных сёлах Бурятии, оценил степень одарённости и пригласил к обучению молодых людей, в числе которых были будущие композиторы Д. Аюшеев и Б. Ямпилов. Впоследствии, как педагог, он внимательно следил за развитием их способностей, помогал советами в создании первых произведений, обучал азам композиции и всячески способствовал продолжению обучения в Свердловской консерватории.
В 1932 году первый выпуск техникума положил начало Бурятскому драматическому театру, где П. М. Берлинский стал руководителем его музыкальной частью. В театре он дирижировал оркестром, создавал музыкальное оформление спектаклей, писал музыку, учитывая особенности каждого актёра и состава оркестра.
Параллельно с работой в техникуме и театре, композитор много ездил по районам республики, собирал народные песни, изучал особенности народного творчества, что позже проявилось в его сочинениях и исследовательских работах.
В 1938 году началась подготовка к первой декаде Бурят-Монгольского искусства и литературы в Москве. Активная работа П. М. Берлинского по подготовке декады была связана с написанием музыки к драме «Баир», музыкальным оформлением спектаклей, одночастными произведениями, прозвучавшими с московской сцены в конце октября 1940 года. За участие в декаде Павел Михайлович Берлинский был награждён орденом «Знак почёта».
Заглядывая в будущее и проявляя внимание к своему бывшему ученику и будущему коллеге, П. М. Берлинский привлёк студента консерватории Б. Ямпилова к совместной работе в создании музыки к драме «Баир». Декадная постановка пьесы вызвала успех у московских зрителей, а для молодого композитора стала первой ступенью в театральное искусство. Образно говоря, Берлинский подтолкнул автора к будущему созданию опер, балетов и музыкально-драматических произведений, к созданию национального репертуара Бурятского оперного театра.
Успешная декада показала наличие в республике молодых перспективных творческих сил. С целью их объединения, в ноябре 1940 года был создан Союз композиторов. Его первым руководителем безоговорочно был назван самый опытный музыкант – П. М. Берлинский. В Союз вошли В. И. Морошкин, Н. Н. Тихонов и молодые бурятские композиторы, в прошлом ученики Берлинского, Д. Аюшеев, Б. Ямпилов, Ж Батуев, а также мелодисты А. Бардамов, Ч. Генинов и Н. Халбаев. Это было первое поколение бурятских композиторов и своеобразный итог работы Берлинского по созданию профессионального музыкального искусства и образования в Бурятии.
Параллельно с педагогической, руководящей и общественной работой, П. М. Берлинский значительную часть своих сил отдавал своей основной профессии – композиции. Неоспоримый вклад Павла Михайловича, как композитора, связан с введением в музыку национальной темы: в своих произведениях он впервые отобразил жизнь бурятского народа, его предания, историю, красоту природы Бурятии. Одним из первых он наполнил национальным содержанием жанры и формы классического искусства, создав музыку к драматическим спектаклям, симфонические увертюры и сюиты, кантатно-ораториальные сочинения, камерно-инструментальные и камерно-вокальные произведения. Впервые в истории отечественной культуры музыкальный язык его наследия опирается на особенности бурятской народной песни, использует её цитаты, мягкое звучание пентатонного лада, активные метро-ритмические формулы, подражает звучанию народных инструментов. Можно сказать, что, продолжая традиции русской классики, он утвердил их на новой национальной основе. Впоследствии такое обращение с фольклором нашло применение и стало активно развиваться в творчестве бурятских авторов.
Заложив основы музыкального образования и театрального искусства, подготовив первую декаду и создание Союза композиторов, написав первые бурятские музыкальные произведения и основав традиции композиторской школы Бурятии, П. М. Берлинский в 1946 году покинул республику. Далее он работал в Москве в Институте военных дирижёров, был и. о. профессора Военно-дирижёрского факультета Московской консерватории. Творческие связи с Бурятией и воспоминания о ней выразились в цикле романсов на стихи бурятских поэтов. Добрая, благодарная память об этом музыканте сохраняется и поныне.