К 95-летию Аюши Арсалановича Арсаланова, Заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР и Российской Федерации, обладателя медалей «За трудовое отличие» и «За доблестный труд»
В музыкальном мире нашей республики широко известно и пользуется огромным уважением имя Аюши Арсалановича Арсаланова, выдающего деятеля культуры и искусства Бурятии. Он внёс большой вклад в развитие национального искусства и музыкального образования, воспитал целую плеяду музыкантов, которые успешно работают в творческих коллективах Бурятии и за её пределами.
А. А. Арсаланов родился 25 февраля 1930 года в с. Цогто-Хангил Агинского Бурят-Монгольского автономного округа Читинской области. Ранними музыкальными впечатлениями для будущего дирижёра явились пение родных и собственная игра на мандолине, которую подарил старший брат – Абида Арсаланов, заслуженный артист РСФСР, один из первых бурятских солистов театра оперы и балета. В начальной школе получил первые уроки музыки у учителя Н. Г. Гунзенова, здесь же научился игре на баяне. Во время одной из школьных олимпиад на способного юношу обратили внимание и в 1944 году он стал артистом Агинского окружного драматического театра: играл драматические роли, танцевал и пел в хоре, играл в музыкальном ансамбле (на мандолине, баяне, а позже и на кларнете). С благодарностью дирижёр вспоминает своих музыкальных наставников М. С. Скольчикову, Д. Ж. Жамбалова и других.
В Бурятском театре оперы и балета. А. Арсаланов за дирижёрским пультом. 1965 г.
В 1946 году Аюша Арсаланов начинает учёбу в Бурят-Монгольском театрально-музыкальном училище им. П. И. Чайковского на кларнете, класс преподавателя А. П. Кудрявцева. На Всероссийском конкурсе учащихся музыкальных училищ (Казань, 1950), будучи ещё третьекурсником, юноша был отмечен и получил предложение продолжить обучение в Казанской государственной консерватории. Начав заниматься по классу кларнета, одновременно стал обучаться на дирижёрско-хоровом факультете в классе известного дирижера и педагога С. А. Казачкова. Однако пришлось оставить учёбу, поскольку в соответствии с появившимся в те годы новым положением, студент без документа о среднем специальном образовании не мог претендовать на получение высшего образования. Вернувшись в Улан-Удэ, он вновь поступает в училище, но уже на дирижёрско-хоровое отделение в класс преподавателя Я. П. Эпштейн. По окончании училища А. Арсаланов был приглашен помощником хормейстера в Бурятский театр оперы и балета, одновременно преподавал на дирижёрско-хоровом отделении училища, организовал учебный ансамбль баянистов и восстановил учебный симфонический оркестр.
А. Арсаланов – руководитель студенческого оркестра Улан-Удэнского музыкального училища им. П. И. Чайковского. 1976 год.
В период подготовки ко второй Декаде бурятского искусства и литературы в Москве, посвящённой 300-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России (1959), молодой хормейстер был переведён на должность дирижёра симфонического оркестра. За успешную постановку и показ оперы «Побратимы» Дандара Аюшеева и Бориса Майзеля А. А. Арсаланов был награждён медалью «За трудовое отличие».
Завершающим этапом в профессиональной подготовке А. Арсаланова стала учеба в 1960-1965 гг. в классе известного дирижёра, доцента Б. Я. Тилеса на оперно-симфоническом факультете Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
В 1965-1973 гг. А. Арсаланов работает дирижёром Бурятского театра оперы и балета (1971-1973 – главный дирижёр). За это время были возобновлены спектакли «Энхэ-Булат батор» М. Фролова, «Трубадур» Дж. Верди, осуществлены постановки новых опер: «Мазепа» П. Чайковского, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Богема» Дж. Пуччини, «Тарас Бульба» Н. Лысенко, «Дуэнья» С. Прокофьева, «Аида» Дж. Верди. Под его управлением в театре шли спектакли русской и зарубежной классики: оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Чио-Чио-Сан» Д. Пуччини, балеты «Тропою грома» К. Караева, «Эсмеральда» Ц. Пуни, музыкальная комедия «Кето и Коте» В. Долидзе, оперетта «Весёлая вдова» Ф. Легара. А. Арсаланов способствовал развитию оперного искусства в республике и прочно вписал своё имя в историю Бурятского оперного театра. В 1969 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР».
В 1973-1975 гг. А. Арсаланов был художественным руководителем и главным дирижёром Оркестра бурятских народных инструментов Комитета по телевидению и радиовещанию при Совете министров Бурятской АССР. Эти годы в жизни оркестра отмечены заметным расширением его репертуара, техническим развитием и совершенствованием исполнительского мастерства коллектива. Однако справедливые предложения дирижера по расширению состава оркестра не были поддержаны руководством Комитета и А. Арсаланов был вынужден оставить коллектив.
(В 1 ряду (слева направо): Е. С. Евсюкова, А. А. Арсаланов, К. И. Гомбоева-Языкова, В. Д. Лыгденова, 3. Б. Тогочеева, А. А. Арсаланов, А. Ф. Зонхоев, В. Н. Будаева.)
С 1976 года жизнь и деятельность Аюши Арсалановича Арсаланова связаны с Улан-Удэнским музыкальным училищем им. П. И. Чайковского. В первые годы он руководил учебным симфоническим оркестром, исполнив с ним произведения Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, С. Рахманинова.
Оркестр бурятских народных инструментов. г. Ленинград. 1979 год.
В 1978 году он назначается на должность заведующего отделением бурятских народных инструментов и руководителем учебного оркестра. С его приходом значительно возросли требования к исполнительскому уровню каждого студента, что, в свою очередь, благотворно отразилось на исполнительских возможностях оркестра. Дирижёр провел большую работу по подбору и расширению репертуара за счёт собственных переложений классической и современной музыки. Его инструментовки отличаются богатством тембровых красок, колоритностью звучания, тонкостью динамики оркестровых голосов. Под руководством А. А. Арсаланова коллектив успешно выступал во многих концертах в республике и за её пределами: оркестр стал дипломантом II Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Ленинград, 1979), конкурса на приз Н. Будашкина (Чита, 1985), II-го зонального конкурса исполнителей на народных инструментах (Красноярск, 1987), принимал участие в Днях литературы и искусства Бурятской АССР (Москва, 1983).
Сводный ансамбль ятагисток Улан-Удэнского музыкального училища им. П. И. Чайковского и Государственного ансамбля песни и танца «Байкал. Руководитель А. А. Арсаланов. 1983 год.
Также в 1978 году благодаря совместным усилиям директора училища З. Б. Тогочеевой и А. А. Арсаланова был открыт класс ятаги, где первым педагогом стала В. Ц. Дамбуева (1939-2003). А. А. Арсаланов руководил ансамблем ятагисток, который принимал участие во многих мероприятиях города и достойно представлял республику на Всероссийских конкурсах и фестивалях. По инициативе Аюши Арсалановича был заключен договор между Улан-Удэнским музыкальным училищем им. П. И. Чайковского и Улан-Баторским музыкально-хореографическим училищем, приглашены преподаватели по классам морин-хура и лимбы. Возглавляя отделение бурятских народных инструментов, он добился поразительных результатов: существенно расширилось количество инструментов, которыми можно было овладеть, значительного роста достигло профессиональное мастерство исполнителей и оркестра бурятских народных инструментов, разрабатываются методические основы преподавания игры на бурятских народных инструментах, появляются новые методические разработки, программы, пособия, работы исследовательского характера. С каждым годом расширяется и музыкальный репертуар. Несомненной заслугой А. А. Арсаланова является то, что в Бурятии сложилась система профессионального обучения на бурятских народных инструментах: школа искусств-ССУЗ-ВУЗ.
Оркестр БНИ под руководством А. Арсаланова на концерте, посвящённом 65-летию образования Музыкального колледжа. 1996 г
В 1996 году, в связи с 50-летием творческой деятельности талантливому музыканту, преподавателю и дирижёру Аюше Арсалановичу было присвоено Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». За долгие годы работы Аюша Арсаланович воспитал целую плеяду музыкантов, которые успешно трудятся на артистическом и преподавательском поприщах. Исполнители на бурятских народных инструментах подтверждают на творческих конкурсах свой высокий уровень мастерства. Преподаватели, наряду со своими профессиональными обязанностями, заботятся о престиже своей специальности, повышая своё исполнительское мастерство
25 лет со дня открытия класса ятаги (слева направо): А. А. Арсаланов, З. Б. Тогочеева, В. Н. Шамбеева, О. Д. Иванова (стоит). 2004 г
Деятельность А. А. Арсаланова стала неотъемлемой частью духовной культуры бурятского народа, его историей. В память о выдающемся дирижёре, нашем педагоге изданы два тома уникальных инструментовок Аюши Арсалановича. В честь 95-летия со дня рождения был открыт «Класс имени Заслуженного деятеля искусств РФ и Бурятской АССР А. А. Арсаланова», в котором бережно и с любовью собрали материалы о жизни и деятельности нашего педагога и в котором буду проводиться индивидуальные занятия по дирижированию.
В 1 ряду (слева направо): З. Б. Шойдоков, О. Д. Иванова, С. Р. Балабанова, В. Н. Шамбеева, В. М. Ринчинова, Е. И. Данитова, С. С. Табхарова, В. Ж. Намдакова, М. Р. Биликтуева, Э. Б. Дымбрылов.
Ольга Дондоковна ИВАНОВА,
заслуженный работник культуры РБ
Саяна Сергеевна ТАБХАРОВА,
заслуженный деятель искусств РБ
Светлана Бальжинимаевна САМБУЕВА,
кандидат исторических наук, доцент,
Почётный работник ВПО РФ