БАТУЕВ ЖИГЖИТ АБИДУЕВИЧ
(12.08.1915 – 03.07.1996)
Композитор
Кавалер орденов «Знак Почёта» (1948, 1976), Ленина (1991)
Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1955)
Народный артист Бурятской АССР (1957)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959)
Заслуженный деятель искусств Якутской АССР (1963)
Лауреат Государственной премии Бурятской АССР (1973)
Народный артист РСФСР (1985)
Родился 12 августа 1915 г. в улусе Шана Кижингинского аймака. В 1938 г. окончил Улан-Удэнское театрально-музыкальное училище по классу трубы. В 1934-1939 гг. консультировался по композиции у В. Морошкина и Н. Тихонова. В 1938-1946 гг. работал хормейстером Бурятского радио, руководил духовым оркестром горсада и самодеятельными коллективами. В 1946-1947 гг. занимался в Свердловской консерватории в классе композиции Б. Гибалина. В 1947 г. дирижировал балетными спектаклями в Бурятском музыкально-драматическом театре. С 1947 г. возглавлял городскую ДМШ, позже Улан-Удэнское муз. училище им. П. И. Чайковского. В 1959-1962 гг. работал художественным руководителем Бурятской филармонии. Возглавлял Хоровое общество Бурятии, был членом Правления Союза композиторов Бурятии, в 1950-1977 гг. был уполномоченным Музфонда по республике, был членом ревизионной комиссии СК РСФСР. В 1976-1980 гг. был художественным руководителем и дирижёром Оркестра народных инструментов Бурятского радио.
Член Союза композиторов с 1940 г.
Музыкальный дар будущего композитора проявился очень рано, ещё в детстве он успешно соперничал со взрослыми певцами и музыкантами в традиционных сельских соревнованиях. Знания, полученные в училище и консерватории, он пополнил на практике, руководя хорами и оркестрами, обучая молодёжь, возглавляя учреждения и коллективы искусств. Ещё в 1934 г. он написал песню «Жаргал» («Счастье») на слова Ц. Галсанова, которая зазвучала по республике, стала популярной и этот успех вдохновил Ж. Батуева на активные занятия композицией. От сочинения песен и танцев через танцевально-песенные сюиты, которые ставились ансамблем «Байкал», композитор пришёл к работе над балетом и не оставлял этого жанра на протяжении четырёх десятилетий. Балет «Во имя любви», написанный Ж. Батуевым в соавторстве с Б. Майзелем, был показан на Второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве в ноябре 1959 г. и принёс композитору признание зрителей и всесоюзную известность. Балет выдержал более ста представлений, был с успехом показан на гастролях Бурятского театра во многих городах страны. Балеты «Цветы жизни», «Гэсэр», «Сын земли», «Вечный огонь» подтвердили славу Ж. Батуева как мастера танцевальной музыки.
Среди балетов Ж. Батуева особенными музыкально-драматическими достоинствами отличается балет «Сын земли» (по эпосу «Гэсэр»), в котором композитор дал яркие индивидуальные музыкальные характеристики персонажам эпоса, нашёл запоминающиеся оркестровые краски. В этом и других балетах Ж. Батуева народ – одно из центральных действующих лиц. Музыкальные темы народа во всех своих трансформациях неизменно сохраняют общее качество, они всюду воплощают образ народа как единого целого, связанного общей судьбой и стремлением к свободе и справедливости.
Как балетный композитор Ж. Батуев внёс вклад в национальную культуру не только Бурятии, но других республик – Якутии и Калмыкии. Его балет «Чурумчуку» налибретто по мотивам якутского народного эпоса более двадцати сезонов не сходит со сцены Якутского музыкально-драматического театра. Изучив якутский песенный фольклор, народный эпос и обычаи, композитор, не теряя своей индивидуальности написал музыку, которую в Якутии считают своей, национальной якутской. Балет «Чурумчуку» стал в Якутии одним из самых любимых театральных произведений самого широкого круга зрителей. Благодарны Ж. Батуеву и в Калмыкии, для которой он написал музыку балета по национальному эпосу «Джангар».
Увлечение балетной и вообще танцевальной музыкой не помешало Ж. Батуеву создать немало достойного и в других жанрах – в симфоническом (до сих пор остается одним из лучших произведений бурятской музыки его «Колхозная сюита»), камерном, в кантате и песне. Радуют слушателей его красочные «музыкальные пейзажи», образные картинки народного быта, задушевные лирические высказывания, юмор. Украшают репертуар оркестра бурятских народных инструментов его сюиты, рапсодии и марши, с увлечением играют ученики музыкальных школ батуевские фортепианные пьесы (особенно вальсы), звучат над просторами республики его мелодичные песни.
Да, мелодичность – одно из главных качеств музыки Ж. Батуева. Во всех его произведениях есть незабываемое – выразительные и пластичные мелодии, всегда ясно окрашенные в национальные тона. Недаром многие из его песенных мелодий в народе считают фольклорными. Но обращение композитора к народным образцам вовсе не означало подражания – композитор, восприняв народное мелодичное богатство, сумел найти и своё индивидуальное. Другая сторона обаяния музыки Ж. Батуева – энергия и разнообразие ритма, умение создавать увлекательные ритмические узоры.
С годами творческая активность композитора почти не убывала. Уже на восьмом десятке лет он создал немало ярких произведений, в том числе новый якутский балет «Долина стерхов», ораторию «Спасение священного Байкала» (на слова Д. Жалсараева), в которой поэт и композитор не только воспели красоту «таёжного моря», но с большой эмоциональной силой выразили тревогу за судьбу этого бесценного творения природы. Среди творческих трудов Ж. Батуева в последние годы его жизни есть инструментовка оперы его друга и коллеги Д. Аюшеева «Саган-хатан», который успел завершить лишь клавир яркими оркестровыми красками. И при этом решительно не пожелал поставить своё имя на титульном листе партитуры в качестве соавтора.
Ж. Батуев всегда поддерживал достойную творческую молодёжь, многие многим обязаны ему. «Он всегда помогал мне, начинающему композитору, – вспоминал композитор-песенник Ч. Павлов, – Жигжит Абидуевич был и есть эталон исключительной жизненной и художественной честности».
Музыка талантливого композитора, Народного артиста России Жигжита Абидуевича Батуева остается в народной памяти.
СПИСОК ПРОИЗВЕДНИЙ
БАЛЕТЫ
|
«Охотник и птица» (балетная сцена) |
1950 |
|
«Во имя любви» (в соавторстве с Б. Майзелем), либр. Х. Намсараева и Л. Линховоина |
1957 |
|
«Золотая свеча» (в соавторстве с Б. Майзелем), либр. Х. Намсараева и Г. Цыдынжапова |
1958 |
|
«Цветы жизни», либр. М. Заславского |
1960 |
|
«Чурумчуку», либр. М. Жорницкой и С. Элляя |
1964 |
|
«Дружба», либр. И. Галанцевой и Н. Логачева |
1965 |
|
«Гэсэр», либр. Н. Балдано |
1967 |
|
«Джангар», либр. А. Бадмаева и Ж. Батуева |
1970 |
|
«Сын земли», либр. Н. Балдано |
1972 |
|
«Вечный огонь», либр. М. Заславского |
1976 |
|
«Долина стерхов», либр. И. Гоголева |
1988 |
МУЗЫКА К ДРАМАТИЧЕСКИМ СПЕКТАКЛЯМ
|
«Чудесный горшок», пьеса П. Маляревского |
1942 |
|
«Будамшу», комедия Ц. Щагжина |
1954 |
|
«Соёлма, Бато-Шулуун», пьеса Ч. Генинова |
1963 |
|
Муз. комедия «Несостоявшаяся свадьба», либр. А. Арсаланова и Д-Р. Батожабая |
1963 |
ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКИЕ
|
Сюита «Мы за мир!», сл. Д. Жалсараева |
1956 |
|
Оратория «Спасение священного Байкала», сл. Д. Жалсараева |
1992 |
СИМФОНИЧЕСКИЕ
|
Бурят-монгольский физкультурный марш |
1948 |
|
«Колхозная сюита» |
1949 |
|
Сюита «Симфонические эскизы» |
1955 |
|
Концертный вальс |
1955 |
|
Позывные Бурятского телевидения |
1961 |
|
Сюита на монгольские темы |
1962 |
|
Увертюра «Юность» |
1968 |
|
Сюита «Песни Якутии» |
1968 |
|
Торжественный марш «Якутия» |
1969 |
|
Поэма «Свет над тайгой» |
1977 |
|
Поэма «Край олонхосутов» |
1982 |
|
Рапсодия |
1992 |
ДЛЯ ОРКЕСТРА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
|
«Саяны» (первая часть коллективной сюиты) |
1940 |
|
Две рапсодии |
1952 |
|
Вальс |
1967 |
|
Вариации для чанзы с оркестром |
1968 |
|
Поэма для хура с оркестром |
1970 |
|
Поэма «Кижингинская долина» |
1970 |
|
Концерт для лимбы с оркестром |
1972 |
|
Марш «Сельские огни» |
1972 |
|
«Северная картинка» |
1974 |
|
Увертюра «Моя Бурятия» |
1975 |
|
Увертюра «Молодость» |
1975 |
|
Поэма «Памяти героев» |
1977 |
|
Поэма «БАМ» |
1977 |
|
Поэма «На Байкале» |
1983 |
|
Танец оленеводов |
1983 |
|
Вальс для кларнета с оркестром |
1983 |
ДЛЯ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА
|
Марш на бурят-монгольские темы |
1954 |
|
Марш «Сияние Севера» |
1968 |
|
Марш «Якутия» |
1968 |
|
Марш победителей |
1975 |
|
Юбилейный марш |
1978 |
|
Марш на якутские темы |
1981 |
Камерные произведения, песни (более 200), обработки народных песен
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Кривошапко Г. Ж. А. Батуев // Музыкальная культура якутского народа. – Якутск, 1982.
2. Коротаева А. Душа с душою говорит // Правда Бурятии, 1990, 15 авг.
3. Коротаева А. Он воспевал красоту // Правда Бурятии, 1998, 19 авг.
4. Коротаева А. Певец родного края // Правда Бурятии, 1973, 24 июня
5. Куницын О. И. Жигжит Батуев. – Улан-Удэ, 1995. –114 с.
6. Куницын О. И. Жигжит Батуев // Композиторы Российской Федерации. – М., 1984. – Вып. 3. – С. 116-143.
7. Куницына И. С. Музыкальная драматургия балетов Ж. А. Батуева // Музыкальная культура Бурятии. – Улан-Удэ, 1967.
8. Куницын О. И. Новый балет Жигжита Батуева // Сов. музыка, 1976. – № 12. – С. 52-55.
9. Куницын О. И. Победа «Сына земли» // Сов. культура, 1973, 6 февр.
10. Куницын О. И. Батуев Жигжит Абидуевич // Союз композиторов Республики Бурятия: к 60-летию со дня основания (1940-2000) / [сост. О. И. Куницын]. – Улан-Удэ, 2000. – С. 23-28.
11. Куницын О. И. Хореографическое прочтение эпоса // Сов. музыка, 1973. – № 9. – С. 37-40.
12. Куницын О. И. Эталон жизненной и художественной честности... // Правда Бурятии, 1995, 8 дек.
13. Луцкая Е. Быль и легенда // Сов. Россия, 1959, 8 окт.
14. Маторин Н. И. Новые произведения композитора Жигжита Батуева // Правда Бурятии, 1965, 11 февр.
15. Матханова Т. М. Играет оркестр народных инструментов // Правда Бурятии, 1978, 21 нояб.
16. Матханова Т. М. Жизнь, отданная искусству // Бурятия, 2000, 25 авг.
17. Отраднова Г. В. Премьера национального балета // Молодежь Бурятии 1973, 18 янв.
18. Поляновский Г. Композиторы Бурят-Монголии // Искусство Бурят-Монгольской АССР. – Москва-Ленинград: Искусство, 1940. – С. 50-54.
Автор статьи: О. И. Куницын, музыковед,
кандидат искусствоведения,
Заслуженный деятель искусств РСФСР,
Лауреат Государственной премии Республики Бурятия
